История Красноярского метрополитена – это захватывающая сага о планах, надеждах, финансовых трудностях и, к сожалению, затянувшемся строительстве.
Первые разговоры о подземке в Красноярске появились ещё в 1960-х годах, когда стремительный рост города потребовал поиска новых решений для транспортной системы. Тогдашние планы были довольно общими, представляя собой скорее эскизные наброски, чем детальные проекты. Ситуация изменилась в начале 1970-х, когда генеральные планы развития Красноярска уже включали в себя линию метрополитена, хотя и без конкретной проработки технических аспектов. Решающий шаг был сделан в 1983 году – принято принципиальное решение о строительстве метро. Это событие ознаменовало начало интенсивной работы над проектом.
В 1984 году Институт Гипрокоммунтранс разработал комплексную транспортную схему Красноярска, которая определила предпочтительные маршруты и расположение станций будущей подземки. Ключевую роль в дальнейшей разработке проекта сыграл Харьковметропроект, ведущий советский институт по проектированию метрополитенов. Этот институт получил задание разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Работа над ТЭО, начавшаяся в 1984 году, была масштабной и комплексной, включая геологические изыскания, проведённые красноярским трестом «КрасТИСИЗ», изучение грунтов и оценку геофизических условий, которые в условиях сибирской вечной мерзлоты представляли особые сложности. В 1989 году Харьковметропроект завершил ТЭО, предложив проект первой линии метрополитена, включающий 12 станций. Этот проект, хотя и получил утверждение в Госплане СССР, оказался надолго заморожен. Начиная с 1980-х годов, проект неоднократно корректировался, испытывая влияние политических и экономических изменений в стране. Перестройка и последующий распад СССР привели к серьёзному дефициту финансирования, что стало основной причиной длительной паузы в строительстве. Несмотря на то, что в 1993 году губернатор Красноярского края В.М. Зубов активно поддержал идею метро, и в 1994 году начались подготовительные работы, включающие геологические исследования и прокладку коммуникаций, темпы работ оставались крайне медленными. 17 октября 1995 года было объявлено о начале непосредственного строительства, но реальное продвижение оказалось далеко от планируемого.
К 2003 году, из-за постоянного недофинансирования, был выполнен лишь незначительная часть запланированного объёма работ. В условиях хронического дефицита средств подрядчики столькими раза менялись, что стало привычным делом. Это значительно замедлило работу и привело к дополнительным затратам. Ситуация несколько изменилась в 2005 году, когда федеральный бюджет выделил дополнительное финансирование. Это позволило продолжить строительство, и к маю 2008 года было пройдено более 3,5 тысяч метров горных выработок. Однако, это было всего лишь капля в море по сравнению с объемом работ, необходимым для завершения хотя бы первой линии. Проблемы с финансированием продолжались, и проект опять завис на длительный период. Стоит отметить, что проектирование Красноярского метрополитена осуществлялось в сложных геологических условиях. Значительная часть трассы проходит в зонах вечной мерзлоты, что требует использования специальных технологий и материалов для предотвращения деформаций тоннелей и станций. Строительство в таких условиях значительно удорожает проект и усложняет работы. Кроме того, необходимо учитывать высокую сейсмическую активность региона, что также вносит свои коррективы в проектирование и строительство.
В 2018 году власти Красноярска вновь заговорили о возобновлении строительства, упоминая проект под названием «Метрокрыш». Однако это название не прижилось, и на сегодняшний день информация о статусе проекта остается довольно скудной. Необходимо отметить, что помимо финансовых трудностей, проект сталкивается с проблемами, связанными с отсутствием единого подхода к его реализации, и недостатком инвестиций в соответствующую инфраструктуру. Красноярское метро – это наглядный пример того, как грандиозные планы могут быть заблокированы множеством факторов, от экономических до организационных. Будущее Красноярского метрополитена пока остается неопределенным, однако история его строительства уже сама по себе является интересным и поучительным случаем. Проект, запущенный ещё в советские времена, продолжает оставаться темой для дискуссий и предметом надежд жителей Красноярска на более комфортное и эффективное перемещение по городу.
Строительство метро в Красноярске имеет ряд преимуществ:
Улучшение транспортной доступности. Метро позволит жителям города быстрее и удобнее перемещаться по городу, особенно в часы пик.
Снижение нагрузки на дороги. Метро разгрузит автомобильные дороги, что улучшит экологическую ситуацию в городе.
Развитие экономики. Строительство метро создаст новые рабочие места и привлечёт инвестиции в город.
Влияние на город
Строительство метро в Красноярске также окажет положительное влияние на развитие города:
Развитие инфраструктуры. Метро потребует строительства новых станций, тоннелей и депо, что приведёт к развитию строительной отрасли и созданию новых рабочих мест.
Улучшение экологической ситуации. Метро сократит количество автомобилей на дорогах, что снизит уровень загрязнения воздуха и шума.
Повышение туристической привлекательности. Метро станет ещё одним интересным объектом для туристов, желающих познакомиться с достопримечательностями Красноярска.
Заключение
Строительство метро в Красноярске — это важный проект, который имеет большое значение для развития города. Проект «Метрокрыш» поможет улучшить транспортную доступность, снизить нагрузку на дороги и развить экономику города.
Компания “УралСибТрейд-Красноярск” и его обособленной подразделение Красноярский завод металлических сеток, в качестве партнера, принимает активное участие в строительстве Красноярского метрополитена.